.

Гадание на картах Ленорман

22.03.2017

Мир архитектурных композиций Крэга, каким он разрабатывался в проектах 1900-1910-х годов, един для всех шекспировских трагедий в равной мере и для «Гамлета», и для «Макбета», и для «Короля Лира». Его общий смысл и содержание можно определить метафорой «весь мир тюрьма». Именно эта метафора, вложенная Шекспиром в уста принца датского, развернута Крэгом во всех его главных театральных композициях. Именно она материализовалась в формах и ритмах, выражавших образ всеохватного глобального тоталитаризма. Причем, хотя по своему первоначальному происхождению это был образ, казалось бы, субъективного свойства (он рожден внутренним видением героя, его восприятием окружающей действительности), однако по отношению к оказавшемуся внутри этой архитектуры человеку этот образ воплощал мир, объективно герою противостоявший всей своей осязаемостью и весомостью, не только от него не зависящий, но, напротив, диктующий ему свои законы. Более того, судя по тому, какой ее изобразил Крэг, эта архитектура существовала задолго до появления в ней персонажей и будет существовать после их исхода. Персонажам разных шекспировских пьес суждено поочередно разыгрывать здесь, в этом неизменном пространстве трагедии в этом обобщенном месте действия ту или иную кровавую историю, уступая затем место другим персонажам другой кровавой истории. Хотите узнать будущее? Попробуйте гадание на картах ленорман.

Наиболее полно и глубоко воплощенный в крэговских эскизах, этот мир-тюрьма со сцены был показан лишь однажды в спектакле «Гамлет» Московского Художественного театра (1911). Перед зрителями предстала система из ширм разной ширины и одинаковой высоты до самого верха сцены. Они обозначали строительные первоэлементы «мощные» и «монолитные» пилоны, из которых слагалась архитектура крэговского мира-тюрьмы. «Таинственные углы, переходы, просветы ... таково пространство первой картины, ... от серых ширм, изображавших дворцовые стены, отделяется тень отца...».